Немцы - это современнейшая Техника! Немцы - это разнообразные устройства и приспособления! Немцы - это высококлассное оборудование! Это и другие подобные сравнения приходят в голову, когда мы начинаем говорить о Германии и о товарах производственного назначения, да и не только о них, но и о других, которые покупаем с маркой «Сделано в Германии».
Что лежит в основе столь высокой репутации?
На этот вопрос не ответишь, одним словом или предложением. Факторов множество. Бурно развившееся после объединения в 19 веке Германии, немецкое машиностроение, демонстрировало удивительный рост и талант инженеров и рабочих, занятых в производстве машин и оборудования.
Отто, Дизель, Бенц, Хорьх, Сименс, Бош и десятки других фамилий сегодня стали сегодня нарицательными именами высококачественного оборудования и машин. Две разрушительные мировые войны, революции, годы Великой депрессии, принесшие немцам в итоге огромные разрушения и потери, не изменили и не разрушили некоторых важнейших качеств немецкого народа – высокой технической культуры, технической дисциплины, преемственности традиций в технике и передачи их последующим поколениям.
Конечно, не последнюю роль в этом сыграло и играет широко представленные в Германии технические, индустриальные, специализированные музеи, а также частные коллекции техники, доступные широкому кругу посетителей. И это без учета коллекций созданных и оберегаемых производителями непосредственно на предприятиях. Приведу характерный пример. Сегодня, лишь в одной земле Саксония, население которой составляет 4, 1 млн. человек (5% от населения Германии), 82 музея связаны с технической и производственной тематикой. Автомобили, горное дело, текстильное оборудование, городской транспорт, производство бумаги, железнодорожные локомотивы и вагоны… и, даже, слесарные мастерские стали объектами, открытыми для посещения широкой публики в наше время.
Отмечу одну характерную особенность, касающуюся посетителей. Половина из них - женщины! Немецких женщин, оказывается, техника, традиции в технике, знакомство с историей техники, интересует не меньше, чем мужчин! И, конечно, если мама интересуется, то семейный выход в технический музей, а не только с папой, вполне привычная картина, которую можно наблюдать в Германии. Не в этом ли один из секретов высокой технической культуры и преемственности традиций немецкого народа.
Наиболее известный и значительный из всех многочисленных музеев в Германии - Немецкий Музей в Мюнхене. Он основан в 1903г. и в настоящее время насчитывает 28000 тыс. экспонатов в 50 областях техники.
Здание Немецкого Музея в Мюнхене
Музей имеет две площадки, одна в Мюнхене, другая в Бонне. Ежегодно музей посещают почти 1,5 млн. посетителей. Огромная часть экспозиции посвящена авиационной и ракетной технике, транспорту, автомобилестроени.
Следующий по значению Немецкий Технический Музей в Берлине , который первоначально в 1983 году был открыт под названием Немецкий музей транспорта и техники, а в 1996 г. переименован. Ежегодно данный музей посещают около 600 тыс. посетителей.
Здание Немецкого Технического Музея в Берлине
Дрезина 1884 г.
Не меньше по значению Технозеум в Манхайме . Музей демонстрирует экспонаты , начиная с 18 века и до наших дней.
Паровой насос 1899г
Технический Музей в Магдебурге стоит в ряду важнейших технических музеев Германии. В музее собраны экспонаты промышленности, ремесла, сельского хозяйства.. Наряду с огромными металлообрабатывающими станками, цеховым краном представлены продукты фрезерной, токарной обработки.
Кузнечное оборудование
Саксонский индустриальный музей представляет собой объединение нескольких музеев в земле Саксония. Это западносаксонский музей текстиля из Crimmitschau, музей Оловянный рудник из Ehrenfriedersdorf, энергофабрику из Hoyerswerda и индустриальный музей в г. Хемнитц. Расположенный в глубинке, лежащий вне главных туристических маршрутов бывший индустриальный центр переживает сейчас не лучшие времена. Но это не мешает сохранять богатые традиции, о чем свидетельствуют экспонаты музеев. До недавнего прошлого история региона связана значительно с текстильной промышленностью, автостроением, станкостроением, железнодорожной техникой. Все это находит свое отражение в экспонатах музея. Его экспозиции посвящены тестильному оборудованию, уже более года демонстрируется частная коллекция автомобилей и моторов DKW, представлены различные станки прошлых лет. И , конечно, не обойдена вниманием бытовая техника.
"Жемчуна" музея в Crimmitschau - тканный цех, таким , каким он был в 30е годы прошлого столетия.
Холодильник 1890 г.
Пылесос 20-е годы прошлого столетия
Такие объединения музеев весьма распространены в Германии. Очередной пример -Индустриальный музей в Вестфалии. - LWL-Industriemuseum , объединяющий 8 площадок: рассказывающих о производстве стекла, текстиля, кирпича, судовой технике и др. Истоки этого музея восходят к 1886 г.
Бутылкоформовочная машина 1969 г.
Аппарат Бессемера 1915 г.
Интересным музеем , посвященным энергетике является музей Kraftwerk Plessa . Он создан на базе угольной электростанции , пущенной в эксплуатацию в 1927 году. В 20 е и 30 е годы это было современнейшая электростанция в мире.
Из музеев представляющих отраслевые темы широко распространены музеи , посвященные автомобилестроению, железнодорожной технике, горным отраслям. В приведенном выше примере Саксонии, три музея посвящены железнодорожным коллекциям. Причем, ряд музеев представляют только паровозную технику. И это не удивительно. Железная дорога сыграла колоссальную роль в развитии индустриальной Германии. В немецких городах до сих пор одной из разновидностей общественного транспорта являются небольшие железнодорожные составы S Bahn, перевозящие пассажиров по различным районам городов и пригородов. В экспозиции музея немецкой железной дороги DB Museum в Нюрнберге в двух залах представлены экспонаты прежних лет, так и современные локомотивы. Задача музея не только познакомить с историей, а показать также перспективы развития железнодорожного транспорта и в первую очередь, скоростных поездов ICE.
Особенно интересны интерьеры вагонов для перевозки высокопоставленных особ:
Спальня в вагоне Людвига II
Необходимо отметить, что большая часть экспонатов в немецких музеях находится в рабочем состоянии и сотрудники музея демонстрируют способности экспонируемого оборудования, будь то металлообрабатывающий станок, локомотив, кузнечный молот и т.д. Еще одной приятной особенностью является во многих случаях стремление не только показать технику в лучшем виде, а и воссоздать атмосферу того времени видом помещений, улиц и прочих деталей, характерных для описываемой эпохи. Весьма наглядно продемонстрировано это в Музее замечательного немецкого инженера Августа Хорьха в Цвиккау (Zwiсkau).
Это не кадры из кинофильма, это экспозиция в Музее Августа Хорьха
Рассказывать о технических музеях Германии можно очень долго и на сотнях страницах. Приведу ниже лишь ссылки на странички других музеев, к сожалению, далеко не всех, чтобы читатель , турист или специалист могли выбрать в соответствии со своими пристрастиями.
Индустриальный и фильм Музей Wolfen- музей существует на базе бывшей фабрики AGFA-Film. В музее собраны документы и объекты из более, чем 100 летней истории фабрики, связанной с производством кино- и фотоматериалов .
Индустриальный музей Elmshorn- музей демонстрирует развитие техники, промышленности, рабочего быта на севере Германии в Земле Шлезвиг -Гольштейн.
Музей внутреннего судоходствав Дуйсбурге - музей охватывает наиболее полно историю судоходства по внутренним рекам Германии. В музее представлена техника, оборудование речных судов, а также предоставляется возможность прокатиться на двух судах прошлого.
Zeppelin Museum Friedrichshafen - музей содержит самую значительную в мире коллекцию, посвященную воздухоплаванию. Музей ведет отсчет своей истории от 1869 года.
Немецкий Музей Трамвая - является одним из трех в ФРГ, посвященый роли трамвая, как транспорта, и его истории. Музей насчитывает многочисленные экспонаты прошлых лет и до настоящего времени.
Баварский железнодорожный музей - на одной площади собрана огромная коллекция локомотивов, а также все, что необходимо для их обслуживания и поддержания в рабочем состоянии. С этого года открыта снова выставка паровозов -великанов.
Технический музей земли Meclenburg-Vorpommen основан в 1961 г. на базе технического института в г. Шверин (Schwerin). Как и многие немецкие музеи , музей имеет площадки в других городах земли. Экспонатами являются автомобили, самолеты, телефоны и многие другие предметы.
Да простят нас остальные неупомянутые музеи!
В ФРГ множество экспозиций посвящено автомобильной и мотоциклетной технике. Почти каждый технический музей имеет экспонаты на данную тему. Фактически ежегодно в различных городах, крупных и небольших региональных проводятся выставки "Oldtimer"-ов. Информацию об автомобильных музеях читатель легко найдет на просторах Интернета.
С некотороми образцами можно ознакомиться и в фотоальбоме на этом сайте .
|