В феврале 1885 г. два молодых энергичных человека, Иоганн Винкелхофер, (Johann Baptist Winklhofer), приехавший из Мюнхена и Рихард Яницке (Richard Adolf Jaenicke) из г. Дрезден создают в г. Хемнитц (Саксония, Chemnitz,) «Велосипедное депо Хемница – Винкелхофер и Яницке» (Winklhofer & Jaenicke - Chemnitzer Velociped-Depot). Винкелхофер достаточно известный велосипедист. Победитель различных гонок у себя на родине в Мюнхене, учитель велосипедной езды, создатель велосипедов собственной конструкции. Яницке – отличный механик, проработавший 3 года в США. Первый жертвует в уставной капитал 600 марок и тиски, второй - 1000 марок.
Первым приобретением являются два подержанных письменных стола, ножной токарный станочек, еще одни тиски и кузнечный горн. На работу принимаются 2 работника. Мастерская начинает заниматься ремонтом велосипедов и их продажей. Реализуются велосипеды английского производства – Rudge, так называемые, «высокие велосипеды», которые Винкелхофер берет у одного из импортеров из Мюнхена.
В 80-е годы 19 столетия велосипед становится очень популярен. Основной производитель и законодатель мод – Англия. Стоит велосипед 400-500 марок при заработке работника 0, 28 - 0,35 марки в час, при 10 часовом рабочем дне. Винкелхофер занимается сбытом и бумагами, Яницке техническими вопросами. Дела у компаньонов идут неплохо и через год число работников составляет 22 человека, фирма перезжает на новое место, выпустив к тому времени первый свой велосипед, который называет Wanderer (путешественник). Велосипед отличается качеством и элегантным видом Дела идут в гору. В 1887 г. фирма получает диплом миланской выставки. На велосипедах Wanderer ездит семья германского императора. Лучше рекламы не придумаешь.
К 1888 г. во всей Германии произведено уже 20 тыс. велосипедов, но мода на «высокие» велосипеды проходит и покупатель все больше требует «низкие» («безопасные») велосипеды. Предприниматели к этому выводу приходят годом раньше. Фирма меняет название и превращается в фабрику, «Велосипедное фабрика Хемница – Винкелхофер и Яницке» (Chemnitzer Velosieped-Fabrik Winklhofer & Jaenicke) Происшедший вскоре пожар 1 апреля 1887 г., уничтоживший всю продукцию и помещение, приводят к тому, что предприятие перезжает на новое место. На изменение спроса фирма отвечает предложением своей конструкции «низкого» велосипеда в 1888 году.
1890 г., предприятие произвело 470 велосипедов за год. Компаньоны помнят уроки двухлетней давности. К тому же сезонный характер спроса на велосипеды, возросшая сложность конструкции заставляет их задуматься о производстве станочного оборудования как для собственных нужд, так и на продажу. Фирма начинает производить фрезерные и специальные станки для себя и для нового производства площадью 19 тыс.кв.м, в новом месте, в пригороде города Хемнитц - Шонау (Schönau), куда компания переезжает 1 Октября в 1895 году.
Новое предприятие получает название «Машинная и велосипедная фабрика Винкелхофер и Яницке» («Maschinen- und Fährräderfabrik Winklhofer und Jaenicke»). Перезд приводит к очередному преобразованию фирмы. На этот раз, после получения банковского кредита в 1,1 млн. марок, она преобразуется в акционерное общество «Акционерное Общество Велосипедная фабрика Wanderer, бывш. Винкелхофер и Яницке» (Wanderer Fahrradwerke vorm. Winklhofer & Jaenicke A.G.). Оба предпринимателя становятся директорами АО.
Дела идут успешно. На фирме в 1896 году занято 375 человек, она выпустила 10 тысячный велосипедов co дня основания. Цены на велосипеды падают, спрос растет, его можно уже приобрести за 50 марок. В 1896 г. уставной капитал в результате успешной работы увеличивается на 300 тыс.марок.
Несмотря на это, в 1897 г. Рихард Яницке принимает решение и уходит в отставку, передав все полномочия Винкелхоферу. Тем не менее, он остается членом наблюдательного совета до самой своей смерти в 1917 г.
В 1898 году принимается окончательное решение о создании производства фрезерного оборудования и с 1899 начинается серийное производство фрезерных станков. Предприятие сразу же занимает видное место на рынке данного оборудования. Её клиентами становятся ведущие фирмы Германии. Первый серийный станок от Wanderer – горизонтальный фрезерный станок №1. Станина станка сварная, ступенчатый шкив шпинделя позволял изменять скорость вращения в 4 ступенях.
Консольный фрезерный станок (1899 г.) консольный горизонтальный
фрезерный станок №1 (справа)
Данные станки с первого дня интенсивно применялись на предприятии для собственных нужд. Дальнейшая доработка этого станка привела к появлению следующих моделей: универсальных консольных фрезерных станков №2 и №3. На этих станках, а также на горизонтальный фрезерный станок №2 шкивы (колеса) подачи были впервые в мире встроены внизу станины. Кроме того, главный привод кроме ступечатых шкивов, имел еще и зубчатый редуктор. Главый шпиндель изготовлялся из стали, термообрабатывался и вращался во втулках, которые имели специальные карманы. В левый и правый карман помещался смазочный фитиль по которому подавалась смазка из прикрепленной рядом емкости. Диски шкивов шпинделя балансировались.
В 1902 г. завод выпускает первый мотоцикл Wanderer, а в 1903 г. начинается производство пишущих машинок «Continental». Кроме того, с 1904 г. начинается разработка собственного автомобиля. Усложнение и разнообразие выпускаемой продукции требует нового оборудования. Одним из таких становятся резьбофрезерные станки. Нарезание резьбы производилось или при помощи дисковой фрезы, форма которой соответствовала резьбе, или при помощи многорядных фрез, нарезавшие резьбу за один оборот заготовки. Фрезерный шпиндель размещался на салазках и за один оборот заготовки сдвигался на ход (шаг) резьбы.
Резьбофрезерный станок Wanderer
Серийное изготовление резьбофрезерных станков марки GFN началось в 1910 г. В дальнейшем, с 1926 г. пошла марка GFV 500, а с 1935 г.- разработанные заново CFC 2000 (длинорезьбофрезерные станки), которые полностью удовлетворяли потребности клиентов. В 1906 г. , особенно осенью, потребность со стороны потребителей во фрезерных станках была настолько велика, что ее не могли удовлетворить и многочисленные сверхурочные работы на предприятии. В 1908 г. фирма переименовывается в очередной раз и становится Wanderer – Werke vorm. Winklhofer & Jaenicke A.G., несмотря на то, что пост директора еще в октябре 1902 г. покинул Иоганн Винкелхофер, перехавший в Мюнхен, но оставшийся в наблюдательном совете компании. 1910 г. приносит станкам Wanderer всемирное признание. На Брюссельской выставке станки этой компании получают главный приз. Впереди еще много призов.
Производство фрезерных станков Wanderer в 1910 г
К тому же в 1912 г. в стране уже 58 предприятий занимаются выпуском автомобилей и производят в этом году 10300 автомобилей. Все это подхлестывает спрос на станки и требования к их точностью и качеству.
Уже в 1909 г. на предприятии начинается производство станков, где расположение противоположного крепления консоли и шпинделя помещено в одну полностью цельную закрытую станину. При этом фрезерная оправка базируется в одном из подшипников скольжения, а ступенчатые шкивы вынесены за пределы станины.
В годы 1-ой мировой войны компания хорошо зарабатывает, поставляя армии автомобили, мотоциклы и велосипеды. В 1916 г акционерный капитал увеличивается еще на 5 млн. марок. Иоганн Винкелхофер в 1916 г., при поддержке совета директоров компании открывает в Баварии, неподалеку от Мюнхена, производство амуниции для нужд армии и к концу войны неплохо на этом зарабатывает, удвоив свой капитал.
Wanderer же приобретает неподалеку еще один крупный участок земли для дальнейшего расширения. Но последующая после войны инфляция мешает стабильной работе. В результате ее резко обесценивается национальная валюта и стоимость предприятия доходит до 160 млн.марок.
Зато послевоенный спрос на станки в Германии резко растет. На страну наложены ограничения на производство продукции военного назначения и это вызывает еще большую конкуренцию среди производиителей , бурно развивается автомобильная промышленность. Растут влияние тенденций и разработок в станкостроении, которые идут из США. Ситуация, когда спрос растет, растут цены на производимые станки «раслабляет». На Лейпцигской выставке в 1922 г. специалисты отмечают, что Wanderer копирует американцев.
Разработка быстрорежущих сталей и синтетических материалов в США в 1920 г.выявляют новые требования к станкостроению. Высокие скорости резания и подачи возможны при условиях достаточной жесткости системы инструмент-станок-заготовка. К тому же активно внедряется электрический привод, хотя, например, одни из первых, фрезерные станки с электрическим приводом показаны были еще в 1905 г американской компанией Cincinnaty Miling Machine Company. К этому времени на Wandere произведено почти 10000 фрезерных станков и, из 3000 работающих, 250 человек занято на производстве фрезерных станков.
В 1925 г. экономическая ситуция в стране стабилизируется, разрабатывается и совершенствуется станок модели D. На этой модели реализуется электрический привод, который монтируется на собственных лапах на станине. Соответственно усилена станина, все валы оснащены подшипниками качения, в приводах применяются термообработанные и шлифованные зубчатые колеса. Впервые реализуется изменение подачи и режима движения при помощи кулачкового переключателя на фрезерном столе. С 1926 г и по 1930 г. выпущено 900 станков этой модели. В ознаменовании этого с 1932 г. данная модель начинает именоваться D 900.
На снимках, представленных ниже, одна из моделей станка Wanderer серии D, которая используется и сегодня на просторах бывшего СССР. (Дата изготовления, документация, какие-либо другие сведения отсутствуют).
С 1924 г. фрезерные станки начинают широко экспортироваться в СССР. Это сильно помогает предприятию в годы великой депрессии, разразившейся в 1929 – 1932 г.г. СССР становится самым главным и доходным рынком для предприятия, превосходящим и внутренний, и плюс экспорт в остальные страны.
В 1924 СССР покупает станки Wanderer почти на 1 млн.рейхсмарок, а в 1930, 1931 и 1932 г.г. на суммы почти 1,9 млн; 5,3 млн и 3,4 млн рейхсмарок соответственно.
И сегодня этот Wanderer исправно «трудится» в Брянской области
В этом же году производство автомобилей и станков перезжает в новый корпус, отстроенный неподолеку еще в одном пригороде г. Хемнитца – Сигмар (Siegmar). В 1932 г. автомобильное производство становится частью другой фирмы, главным акционером которой является земля Саксония, оказавшее помощь испытывавшей трудности автопромышленности. Появляется новое предприятие Auto-Union AG, составной частью которого становятся производство автомобилей Wanderer вплоть до начала 40- х годов, когда выпуск Wanderer полностью прекратился.
В 1934 г. предприятие вляется ведущим производителем фрезерных станков в Европе, производя около 1800 станков в год и имея 1000 занятых на этом производстве. Работа идет в три смены при 48 часовой рабочей неделе. Не последнюю роль здесь играют приход Гитлера к власти и начавшаяся милитаризация страны.
Из рекламного плаката 1935 г. видно , что предприятие предлагает достаточно большой ассортимент фрезерных станков.
Кстати, нередко историки обращают внимание, что Советский Союз вплоть до самого начала войны снабжал гитлеровскую Германию сырьем, зерном и другими ресурсами. Немецкие историки «парируют», приводя довод, что Германия , в свою очередь, до последнего момента снабжала СССР первоклассным оборудованием, в первую очередь, станками, которые помогли СССР победить фашизм.
Подготовка к войне ведет к тому, что предпрятие начинает разработку определенных видов фрезерных станков. Число выпускаемых станков вырастает до 2000 в год в 1940 г. В частности это как обычные консольные фрезерные станки, так и резьбофрезерные станки для широкого разнообразия длин деталей, продольно - фрезерные станки, специальные фрезерные станки, предназначенные для обработки призматических и корпусных деталей, в первую очередь, двигателей танков, авиадвигателей. Также это фрезерные инструменты и оснастка.
Производство фрезерных станков Wanderer в 1935 г. (внизу) и сборка станков в 1938 г. (вверху).
Начавшаяся война загружает предприятие военными заказами поначалу не более 10% от объёма производства. Это гирокомпасы к подводным лодкам, шифpовальные машины, велосипеды, пишущие машинки для армии, сборка автоматического оружия, фрезерные станки для обработки двигателей танков, которые производятся по соседству на Auto-Union AG. Параллельно продолжается выпуск привычной продукции.
Но с 1942 г., когда становится очевидным, что война принимает для Германии отнюдь не победный характер, военной продукции становится все больше. Прекращается выпуск пишущих машинок. Число работающих непрерывно увеличивается за счет женщин и принудительных работников из числа военнопленных и угнаных на работу в Германию, а также других.
К 1944 г. занято уже 9300 человек на предприятии. Выпущен 25 тысячный станок, начиная с 1900 г. Военная продукция занимает почти 80% объема производства.
К тому времени предприятие представляет из себя важный объект для бомбардировок союзной авиации. 11 сентября 1944 года союзная авиация разрушает целенаправленной бомбардировкой производство фрезерных станков более, чем на 60%. Производство прерывается, оставшееся оборудование переводится на старую производственную площадку, где оно вновь начинает работать и так продолжается до апреля 1945 г, до тех пор, когда американские войска подходят к городу.
Развалины производства фрезерных станков после бомбежки 11 сентября 1944 г.
5 мая 1945 г. в городе появляются представители Советской армии. Данная территориия переходит под управление советской администрации. Меняется администрация предприятия, а 25 июня сообщается, что производство фрезерных станков полностью демонтируется и перевозится в СССР в счет репараций.
500 работников начинают производить зажигалки, бигуди, петли, картофелечистки, из оставшихся немалого количества авиационных двигателей собирают двигатели самолетов, ремонтируют велосипеды, станки и выполняют прочие работы. Собираются остатки станочного оборудования и в 1946 г поставляются первые послевоенные 38 фрезерных станков и 15 пишущих машинок. Предприятие переименовывается в «Производство Wanderer» (Wanderer-Betrieb). В 1948 г. предприятия окончательно разделяется на два самостоятельных предприятия, одно по выпуску станков, другое по выпуску пишущих машинок. Производство станков снова переименовывается и называется «Народное предприятие Wanderer – производство фрезерных станков Зигмар-Шонау» (VEB Wanderer- Fräsmaschinenbau Siegmar-Schönau) .
Параллельно с этим в Западной части Германии, в Мюнхене, бывшим членом совета директоров Германом Грёшлером (Hermann Gröscnler) при поддержке почти 90 летнего Винкелхофера основывается Wanderer-Werke AG München Haar (АО Завод Wanderer Мюнхен Хаар). Стартовый капитал - чертежи, документация, вывезенные в феврале 1945 г. на Запад и кредит банка в 10 тыс. марок. Винкелхофер к тому времени имеет небольшое предприятие, производящее велосипедные цепи ( работает и сегодня) и поддерживает Грёшлера. Однако, год спустя умирает.
С 1949 г. Wanderer-Werke AG München Haar начинает выпускать велосипеды и фрезерные станки. Продукция маркируется знаменитой эмблемой , как и в довоенные годы. В Кёльне начинают выпускаться пишущие машинки, но в дальнейшем, 60-е годы, эта ветка становится самостоятельной, перестает заниматься производством и поглощается в дальнейшем другой фирмой .
Несмотря на то, что в послевоенный период, почти до середины 60 х годов немецкие фирмы на Западе процветают, компания так и не может достичь лидерства, как в довоенный период. Разработки в 70-х годах в станкостроении требуют от фирмы серьезную программу приспособления к условиям рынка. Компании это не удается и в 1981 г. производство станков продается и переходит в американско-корейскую компанию Tong.
На снимках ниже представлены некоторые образцы продукции Wanderer-Werke AG München Haar в те годы.
1. Продольно –фрезерный станок 521RD
2. Базисный станой для фрезирования и сверления Н 200
3. Консольно-фрезерный станок KFEV 1
4. Горизонтальый консольный станок KFH 2
5. Резьбозубофрезерный станок GF32N
Из обозначений видно, что фирма старалась декларировать преемственность с прежними моделями и традициями. Плюс фирменный знак - крылья.
Более успешно складывается судьба восточной части Wanderer. В 1951 г. предприятие перезжает в городе Хемнитц в новое помещение и в очередной раз переименовывается и становится VEB Fritz-Heckert-Werk, взяв в название имя и фамилию немецкого антифашиста.
Базис нового предприятия – кадры, успешные разработки и развитие наработанных ранее , во времена Wanderer, достижений. Предприятию суждено стать одним из наиболее успешных в ГДР, объединив несколько предприятий ( В 1968 г. - 15 предприятий). Уже в 1963 г. оно экспортирует продукцию в 35 стран, выпустив с 1946 г почти 8000 станков. Головное предприяте перезжает в 1969 г. на новое место, где и с 1975 и по сей день идет производство. Предприятие становится знаменитым , произведя первую в мире, в 1971 г., гибкую производственную систему Prisma 2.
VEB Fritz-Heckert-Werk производит до 2500 станков в год. Из них 500 - обрабатывающие центры. Специализация предпрятия – станки для обработки призматических и корпусных деталей, различные фрезерные станки (продольные, портальные, консольные, универсальные, станки многоосевые с ЧПУ, сверлильные станки и др.) . До 70% продукции экспортируется в Советский Союз. Предприятие, кроме производства, располагает еще и собственным исследовательским центром, что выгодно отличает его от западного "родственника". В 1987 г. компания изготовляет 50 тысячный станок за послевоенное время. На предприятии работает 4300 человек.
Ниже представлены некоторые фрезерные станки VEB -Werk различных лет.
1990 г., поворот в истории Германии. Предприятие снова меняет название. Оно становится Heckert Chemnitzer Werkzuegmaschinen GmbH, т.е Общество ограниченной ответственностью - станки Хеккерт Хемнитца. Происходит неизбежное сокращение штатов.
1 октября владельцем становится станкостроительная группа Traub, а на 1 января 1994 г на предприятии занято 501 человек. Heckert достаточно уверенно входит на рынок имея разработки и наработанную программу продуктов. За 3 года оборот вырастает с 40 до 120 млн. немецких марок (DM). Каждый четвертый обрабатывающий центр в ФРГ к 1996 г. производится этим предприятием. Но начинаются проблемы у головной компании. Все это сказывается и на станкостроителях из Хемница, хотя на следущий, 1997 год. задел заказов составляет 100 млн.DM.
На следующий год Heckert Chemnitzer Werkzuegmaschinen GmbH полностью приобретено швейцарским машиностроительным концерном Starrag. Предприятие сохраняет исследовательский центр и сосредотачивается на производстве обрабатывающих центров, способных обрабатывать корпусные детали, На сегодня, в частности, двгатели со стороной до 5400 мм.
Обработка больших деталей
С 1 января 2002 г. предприятие снова меняет название и становится StarragHeckert GmbH, не потеряв связь со своей историей более чем 125 летней давности и, подчеркивающее, что является наследником и продолжателем знаменитого Wanderera.
29.04.2012 г.
Источники:
1. Hans J. Nauman, Reimund Neugebaur – Werkzeugmaschinenbau in Sachsen, 2003
2. 120 Jahre Wanderer 1885 – 2005
3. Peter Stölzel. Der Bau von Fräsmaschinen in den Wanderer-Werken. Vereinskurier - Ausgabe 12 - Dezember 2004
|