В 1909 г. бывший слесарь, окончивший инженерную школу в Цвикау (Zwickau) и ставший инженером, Артур Шютофф (Arthur Schütoff) с компаньоном основывают фирму Schütoff & Bäsler, чтобы выпускать станки, главным образом токарные. Однако, стартовавшее довольно успешно предприятие вскоре подвергается разделению и в 1918 г. в один из уголков станкостроительной столицы Германии того времени - г. Хемнитц (Chemnitz) переезжает новое акционерное общество Schütoff АG.
Так на рекламном плакате выглядело предприятие после перезда в 1918 г.
И так выглядят сегодня оставшиеся хорошо узнаваемые два здания (большое пустует). (В 1934 г. в данные здания переняло предприятие Auto-Union A.G., известное сегодня, как Ауди).
Выпускаемая продукция - токарные станки, предназначенные для выполнения работ с затыловкой с помощи резца, резьбофрезерные станки, некоторые другие. К сожалению, на сегодняшний день неизвестно о сохранившихся экземплярах данного оборудования, но недавно в интернете удалось обнаружить свежее объявление о продаже маркировочного станка в Чехии фирмы Schütoff АG, что может свидетельствовать о гораздо большем ассортименте фирмы или и применении зубофрезерного станка с другими целями. Имеющаяся фотография не позволяет точно определить этого.
Маркировочный станок компании Schüttoff AG
В 1923 г. наступает звездный час фирмы. Она приступает параллельно к выпуску мотоциклов. Артур Шютофф лично увлекается мотоциклами, тем более, что до основания собственного дела, он работал на заводе Wаnderer в производстве мотоциклов. При этом, весьма неплохо себя зарекомендовал. Связи его с прежней работой были настолько прочными, что ему удается переманить к себе двух конструкторов и некоторых рабочих.
Первая модель выпущенного мотоцикла, получила непритязательное название - модель А. Это была четырехтактная, одноцилиндровая машина с объмом 250 куб. см. Мощность двигателя составляла 4 л.с. В ней не было ничего необычного, но она отличалась высоким качеством изготовления и оснащенностью. Чтобы обеспечить высокое качество, все детали и механизмы,необходимые для изготовления мотоцикла, изготавливались на месте. При таком подходе, естественно, мотоциклы получались дорогими.
Осветительным оборудованием мотоцикл оснащался сверх установленной цены и оно имело электрический или ацетиленновый источники. Зато серийно применялся привод на заднее колесо с помощью цепи, в то время, как у большинства тогдашних мотоциклов, производителями привод оснащался кожанным ремнем, который при мокрой погоде становился настоящим мучением для мотоциклистов из-за проскальзывания.
Мотоцикл Schüttoff, Мод. А.
Как изготовитель, Артур Шютофф определился и сделал ставку в первую очередь на высококачественные, мощные и, соответственно этому, дорогие машины.
20-е годы прошлого столетия - годы невероятной популярности в Германии различных гонок. Как изготовитель, Schüttoff AG естественно не может оставаться вне участия в гонках и принимает участие в различных соревнованиях. При этом, специально гоночных машин фирма не готовит, в гонках принимают участие машины в отношении которых операции сборки и доводки проведены особенно тщательно, например отполированы каналы в карбюраторе. В 1925 г. чемпионат Германии проводится раздельно двумя объединениями мотоциклистов. В обоих принимает участие мотоциклы Schüttoff и становятся чемпионами в классе 350 кубиков. Победы фирме приносит работник фирмы Артур Лозе (Arthur Lohse), выступающий на модели D, немного модифицированном варианте модели В.
Мотоцикл Schüttoff , мод. В
В 1926 г. снова на этой модели Артур Лозе повторяет успех, выигрывая уже объединенный чемпионат страны. Необходимо отметить, что гонки того времени были долгими и их проведение растягивались на общий срок до 6 дней.
Успехи в гонках расширяют ассортимент выпускаемых мотоциклов, но на базе существующего одноцилиндрового четырехтактного мотора. Компания выпускает мотоциклы спортивного типа и для туризма. Покупателю предлагаются спортивные мотоциклы с мощностью двигателя до 10 л.с, объемом 350 куб. см и мотоциклы для туризма, объемом до 500 куб. см. Относительно стоимости машин можно судить по рекламному проспекту того времени: 1285 и 1455 марок соответственно.
Модель Н является одним из представителей машин спортивного типа данного периода, предлагавшихся любителям. Артур Шютофф был первым, кто применил на своих мотоциклах регулирование клапанами двигателя, используя коленчатый вал двигателя. Вращение на распредвал передавалось вертикальным валом, приводимым коленчатым валом. Кроме того, мотоциклы стали оснащаться маслонасосами, приводимым также от двигателя. Данное новшество позволило мотоциклистам экономить значительную часть времени, так как до этого подобные работы делались вручную.
Мотоцикл Schüttoff, мод. Н, 1926 г
Но настоящим хитом становятся мотоциклы с коляской, ставшие для многих семей настоящим транспортным средством. Коляски для компании производит, как сама фирма, так и другие производители. На нижних снимках представлена модель G , 1928 года, объмом 500 куб см. с коляской от Stoye из Лейпцига (Leipzig) и без. Мощность З-х скоростного мотоцикла составляла 13,5 л.с, максимальная скорость - 85 км/час.
Мотоцикл Schüttoff, мод. G с коляской, 1928 г.
Мотоцикл Schüttoff, мод. G, 1928 г.
Вместе с мотоциклами с коляской в 1928 году начинает выпускаться 3-х скоростная трехколесная модель TG, предназначенная для различных хозяйственных нужд. Двигатель этой модели по прежнему одноцилиндровый четырехтактный, объемом 494 куб.см. Диаметр поршня - 80 мм, ход - 99 мм. Машина имела 12 литровый бак, весила 270 кг и развивала скорость до 60 км/час. На 250 км пробега ей требовалось 1 литр масла, а на 100 км - 5 литров топлива.
Трехколесный мотоцикл Schüttoff мод. ТG
Необходимо отметить, что до 1926 г. мотоциклы в основном выпускались 2-х скоростными. Но постоянная конкуренция приводит у усовершенствованию модели Н в 1928 г, увеличению ее мощности до 18 л.с. Модель становится самой продаваемой среди мотоциклов, предлагаемых фирмой. Ее характеристики следующие: объем двигателя - 346 куб.см, мощность - 18 л.с. при 5500 об/мин., максимальная скорость - 130 км/час.
Однако, несмотря на усилия фирмы в конкуретной борьбе, над ней сгущаются тучи. Колоссальные неприятности возникают после решение властей о том, что для управления мотоциклом объемом до 200 куб. см не нужны водительские удостоверения. Спрос на мощные мотоциклы резко падает, соответственно и продажи фирмы, так как ей нечего предложить в данном классе. Фирма срочно ищет выходы и предлагает на рынок модель L, которая на самом деле является перекрашенным в цвета Schüttoff мотоциклом фирмы DKW.
Мотоцикл Schüttoff, мод. L, 1928 г.
Мотоцикл Schüttoff, мод. L, серия 200
Надо сказать, что главным акционером Schüttoff AG, из-за сложившихся трудностей, в июле 1928 г. становится компания DKW. Для DKW, выпускавшей в основном двухтактные моторы, появляется возможность включить в свою программу впервые четырехтактные моторы, а также мощные и качественные мотоциклы. Но дела у Артура Шютоффа идут все хуже. В 1930 г. он продает производство станков одной фирме из Дрездена. Выпускаются ряд новых моделей с двигателями различных объемов. На этот раз мотоциклы Schüttoff комплектуются агрегатами других производителей. Такой подход позволяет получить более разнообразную по объемам двигателей линейку.
Мотоцикл Schüttoff, мод. RS, 1930 г.
Так для любителей туризма предлагается мод. RS. Мощность мотоцикла всего 4,5 л.с, объм двигателя - 200 куб.см, максимальная скорость - 75 км/час. Собственный вес мотоцикла - 110 кг. На мотоцикле установлены британский мотор Sturmey - Archer, коробка Fichtel & Sachs. При этом мотоцикл остается двухскоростным.
Продолжение модели RS явились модели ЕМ 200 и ЕМ 300, появившиеся в 1931 г. Характерным становится переход на новый вид топливных баков, укороченных , но больших по диаметру и более вместительных. Объем двигателя ЕМ 300 составлял 293 куб.см, мощность - 8 л.с. при этом используется тот же мотор, что и для модели RS. Всего выпущено около 800 штук мотоциклов с этими двигателями. Последствия этого- прекращение выпуска «родных» двигателей мотоциклов Schüttoff и переход к импользованию лишь складских запасов различгых деталей и агрегатов в производстве мотоциклов.
Мотоцикл Schüttoff, мод. ЕМ 300, 1931 г.
Данные «остатки» используют в последних мотоциклах, вышедших еще под маркой Schüttoff вплоть до 1933 г. Последние модели - модели мотоциклов для туризма JS 500 и спортивного типа Luxus Sport 300 и 500 получают ручку переключения скоростей, установленную справа от бензобака. Двигатель в 18 л. с на 500 кубиковом мотоцикле уже не является столь мощным и впечатляющим. Фирма прекращает существование.
На нижнем снимке мотоциклы Schüttoff, слева направо JS 500, Luxus Sport 300, G 500. на верхнем снимке вид сзади сбоку.
Мотоциклы Schüttoff производились всего около 10 лет, но тем не менее оставили заметный след в истории немецкого мотопрома. Хотя число выпущенных компанией Schütoff АG машин не столь велико, как количество машин, выпущенных в этом же регионе компаниями Wanderer или DKW, данные мотоциклы, как отмечалось выше, являются составным элементом различных музейных экспозиций, а также меропритий, проводимых многичисленными владельцами старых моделей мотоциклов. А таких энтузиастов в Германии хватает!
Вот и в январе 2011 г. газета Freie Presse сообщила об элетромонтере из маленького саксонского городка Burkhardtsdorf - Манфреде Майере, посвятившего 15 лет !!! восстановлению мотоцикла Schüttoff 1926 г выпуска, объемом двигателя 350 куб.см и успешно завершившего эту гигантскую работу.
Источники:
1. Von der Wolfsjägersiedlung zum Hightech Standort. Eine Chemnitzer Stadtteilegeschichte zu Altchemnitz und Umgebung; Chemnitz 2001; Издательство- Heitmathland Sachsen.
6. Собственная информация.
|