20-е годы прошлого столетия - удивительное и интереснейшее в технике время. Стремительно совершенствуются автомобили, появляются все новые модели, автомобиль все больше становится не роскошью, а средством передвижения. В конце 20-х годов Фердинанд Порше выдвигает идею и берется за разработку "народного автомобиля" - автомобиля, доступного каждому. Под стать автомобилестроению развивается авиация. Пассажирские перевозки становятся реальностью. При этом, авиация увлекает не меньше, чем автомобили, а самолеты становятся чем то вроде автомобиля , но только в небе.
Успешный немецкий инженер и предприниматель, датчанин!!!, Йорген Скафт Расмуссен (Jørgen Skafte Rasmussen) загорается идеей выпуска "народного самолета".
Йорген Скафт Расмуссен 1878-1964
В это время, Расмуссен - владелец компании, выпускающей больше всего различных мотоциклов в Германии под маркой DKW, а также относительно недорогие известные автомобили под той же маркой и двигатели, множество двухтактных двигателей воздушного охлаждения, которые устанавливаются на автомобили, на мотоциклы, ими оборудуются насосы для пожарных машин, готовится к массовому выпуску бытовой холодильник, комплектуются моторные лодки и т.д.
Расмуссен только что приобрел у Хорьха контрольный пакет "Ауди", покупает лицензию и начинает производить мощные восьмицилиндровые двигатели. К концу 1924 его предприятия произвели 50 000 двигателей, к концу 1934 - 400 000, а годом спустя - 500 000.
2х двухтактные двигатели DKW в Индустриальном музее г Хемнитц (Chemnitz) Германия.
Увлечение идеей создания массового "народного самолета" настолько сильно, что Расмуссен приглашает к сотрудничеству Франца Ксавера Мера (Franz Xaver Mehr), 35 летнего немецкого авиаконструктора, специализирующегося на создании планеров и монопланов с мотором. Мер к тому времени уже несколько лет (с 1929 г.) экспериментирует с моторами DKW, создавая модели самолетов Ме-1, Ме-2, Ме-3. Следующим шагом Франц Мер создает планер с мотором мощностью 12КВт - Me 4, весьма высокомощный по тем временам (для планера) и, вызвавший интерес у специалистов. Планер начинает производиться в небольшой серии.
Франц Ксавер Мер 1896 - 1981
Специально для будущего "народного самолета" Расмуссен в 1933 г. создает в восточной части небольшого городка Шварценберг (Schwarzenberg) , носящей название Эрла, в Рудных горах Саксонии, предприятие "Eisen- und Flugzeugwerk Erla G.m.b.H" - Производство чугуна и самолетов. Эрла ООО. Самолеты намечается производить пока в малых сериях. Название самолетов - DKW Erla. Мер совершенствует свой планер с мотором до варианта Ме 4А, разрабатывает и создает легкомоторный самолет Ме 5 с двигателем DKW мощностью 14 КВт (20 л.с)
DKW Erla 5a
Но времена в Германии меняются. К власти приходят нацисты. Одноместный самолет не вызывает интереса ни у военных, ни у немецкого авиаспортивного объединения - Luftsportverband. Возникают проблемы с допуском самолетов к использованию, заодно и финансовые проблемы тормозят производство. В 1934 г. после того, как Расмуссену казалось, удается заручиться поддержкой гаулейтера Саксонии, производство переносится в г.Лейпциг (Leipzig). Франц Мер становится главным конструктором. Однако время неумолимо изменилось. Нацисты начинают подготовку к войне. Поскольку фирма в своей производственной программе ориентируется на легкомоторные самолеты и в заделе среди ее конструкций только такие самолеты, у предприятия отзывают лицензию и в производственную программу включают самолеты, предназначенные для военных целей. (К сведению, на этом предприятии до конца войны было выпущено около трети всех истребителей Мессершмит - 12 000 шт., а также относительно небольшие партии других самолетов).
В том же, 1934г. Расмуссен выходит из ООО. "Народный самолет" не состоялся.
Вот как описывается этот самолет в 1935 г. в издаваемом в Бельгии, в Антверпене на французском и голландском языке издании "Auto - Union DKW”. Речь идет о конкретном товаре, в 36 страничном издании от производителя:
"Самолет DKW Erla фактически самый малый одноместный самолет в мире, хотя дальность действия его составляет 600 км. Этот радиус действия при установке дополнительного бака увеличивается вдвое.
Данный самолет, который обладает всеми свойствами своих более мощных и крупных собратьев, имеет мотор 600 куб.см. с водяным охлаждением. Потребление горючего составляет 7 литров на 1 час полета.
Мотор полностью идентичен тем, которые DKW устанавливает на свои автомобили. Он позволяет развивать самолету среднюю скорость 110 км/час, в то время, как его максимальная скорость составляет 125 км/час.
Самолет DKW Erla несомненно сделает полеты весьма популярными. Конструкция очень продумана, несмотря на умеренную и очень выгодную цену - 39000 франков на аэродроме в Бельгии (в 1935 г. 1 доллар стоил 16-17 французских франков, которые были и бельгийской валютой). Он очень экономен. Горючее обходится в 16 франков в час.
Эта машина, на которой даже планерист может лететь, соединяет в себе все признаки высокой экономичности, наивысшей безопасности, прочности и простоту обращения с нею.
Спортсменам! Примечательно, что самолет DKW Erla может служить для акробатических представлений, потому что он располагает допуском бельгийских и других зарубежных соответствующих структур.
Самолет DKW Erla имеет длину 6,20 м. Его ширина составляет 11 м, крылья складные. Таким образом, габаритный размер по ширине оставляет 2,80 м., что делает его очень удобным, чтобы разместить или транспортировать. Причем, с этим задание легко справится автомобиль DKW, оснащенный неутомимым двухтактным двигателем.
Двигатель самолета
Транспортировка DKW Erla 5A
Самолет DKW Erla взлетает через 60 метров пробега при скорости 50-60 км/час. Он достигает высоты полета в 1000 м в течении 9 минут. Потолок лежит в районе 3500 м. Скорость при посадке - примерно, 50 км/час. Самолет полностью останавливается через 70 м...."
Однако, уже в 1937 году NSFK (Корпус пилотов национал-социалистов) потребовался экономичный одноместный учебный самолет с мотором в 40-50 л.с. Франц Мер, основываясь на имеющемся у него предыдущем опыте разрабатывает модель Еrla 5 D с мотором Zündapp в 50 л.с. Самолет фактически повторяет предыдущую модель, но отличатся тем, что, кроме более мощного двигателя , может применяться открытая или закрытая кабина для пилота. На этой машине немецкий пилот Хайнц Габлер (Heinz Gabler) в августе 1939 г. устанавливает рекорд для самолетов в классе 2 литра - совершает беспосадочный перелет в 1909 км 833 м из Германии в Швецию. А до этого в апреле самолет совершает перелет по маршруту Европа - Африка - Азия длиной 20 000 км. Самолет становится знаменит и удостаивается чести размещения в музее Авиации Рейха в Берлине.
Еrla 5 D
В настоящее время оригинальные экземпляры самолета Erla 5 А не сохранились. Имеются несколько реконструированных экземпляров в частных коллекциях. Оборудованы они более поздними двигателями или другими двигателями, например, от "Фольксваген".
Реставрированный экземпляр самолета Erla 5A
Йорген Скафт Расмуссен реализовал свою мечту, создав самолет, соответствовавший тогдашним представлениям о "народном самолете", но воплотить в жизнь ее в отличие от "народного автомобиля" , не удалось.
Источники:
1. Heinz J.Navarra " Die Deutsche Luftrüstung 1943-1945". 1993.
2. Индустриальный музей г. Хемнитц Германия. Экспозиция , посвященная DKW.
|