В автомобилях, машинах или лекарствах «сделано в Германии» есть сырье и полуфабрикаты со всего мира. Насколько проблематичной является эта зависимость? На протяжении десятилетий Германия извлекала выгоду из свободной мировой торговли, которая открывала доступ к дешевым продуктам и сырью. Последствия зависимости от поставок из-за рубежа уже проявились во время пандемии короны. Цепочки поставок разорвались, важное сырье стало дефицитом. Война на Украине еще больше обострила ситуацию для «сделано в Германии».
Автомобильная промышленность. В автомобилях используется много различного сырья и полупродуктов. Китай и Россия занимают особенно высокие доли на мировом рынке легких металлов, алюминия и магния, при этом российская группа «Русал» является крупнейшим поставщиком алюминия.
Российская Федерация также является мощным поставщиком драгоценных металлов палладия и платины, которые необходимы для каталитических нейтрализаторов. Сталь также является незаменимым ресурсом в производстве автомобилей и двигателей. Обычная железная руда часто поступает от различных крупных производителей, таких как Китай, Бразилия, Австралия или Индия. В случае специальных сталей с компонентами из хрома, титана или никеля зависимость от определенных источников может быть выше. Вместе с «Норильским никелем» Россия является одним из ведущих производителей никеля.
Никель также используется во многих типах батарей, как и элементы кобальт, марганец и медь. В элементах аккумуляторов электромобилей ток протекает через заряженные частицы (ионы) щелочного металла лития, который в настоящее время поступает из Австралии, Китая и Чили. Ряд других металлов или соединений металлов используется для аккумуляторов и силовой электроники в транспортных средствах.
Основным продуктом-поставщиком являются полупроводниковые модули и микросхемы на основе кремния или германия. Они были в дефиците во многих местах после корона-кризиса. Здесь европейская промышленность, как и в случае с аккумуляторными батареями, хочет стать более независимой от ранее доминирующих производителей из Азии. К тому же немыслимы автомобили без многочисленных пластиков для салона. Для производства пластмасс необходимы смеси нефти и природного газа.
Узкие места на рынке стали в результате войны на Украине явно ощущают машиностроители. Уже в ноябре 70 процентов компаний в Германии из различных отраслей сообщили в опросе, что они хотели бы диверсифицировать свои цепочки поставок сырья. Кроме того, 65 процентов хотели бы расширить свои складские помещения. Ситуация снова ухудшилась с войной на Украине: в настоящее время более 60 процентов ожидают, что проблемы с доставкой, в том числе металлов, древесины и химической продукции, снова обострятся.
В отношении металлов и многих промышленных полезных ископаемых Германия сильно зависит от импорта. Например, железная руда для производства чугуна в Германии исключительно импортируется. По данным Федерального института геонаук и природных ресурсов (BGR), спрос на сплавы железа с хромом, марганцем или молибденом для производства нержавеющей стали почти полностью покрывается за счет импорта. Однако зависимость от импорта значительно снижается за счет вторичной переработки и скупки лома и отходов.
Химическая/фармацевтическая промышленность. Немецкая химическая и фармацевтическая промышленность потребляет огромное количество газа и нефти: по данным Ассоциации химической промышленности Германии (VCI), она использует 2,8 миллиона тонн природного газа в качестве сырья и 99,3 тераватт-часов природного газа для производства и генерация пара и электроэнергии. Кроме того, в качестве сырья промышленности требуется более 14 млн. тонн нефти. Поэтому существует большое беспокойство по поводу энергетического эмбарго против России. При этом подчеркивается, что потребление энергии на единицу продукции сократилось вдвое с 1990 года.
Электротехническая промышленность. Немецкая электротехническая и цифровая промышленность активно участвует в международных поставках соответствующих товаров. По данным отраслевой ассоциации ZVEI, в прошлом году экспорт на сумму 225 млрд. евро был компенсирован импортом на сумму 222 млрд. евро. Около 80 миллиардов евро включает полуфабрикаты, большая часть которых поступает из ЕС (31 миллиард), Азии (24 миллиарда) и США (5 миллиардов). Предварительная продукция из России, Белоруссии и Украины составила менее миллиарда евро, так что прямые военные потери не имеют большого значения.
Сильная зависимость от полупроводников азиатских заводов была очевидна уже во время коронакризиса. ZVEI поддерживает проекты финансирования для увеличения производства этих компонентов в Германии и Европе.
Энергия. По данным Рабочей группы по энергетическим балансам, в 2021 году около 71% потребности в энергии приходилось на зарубежные страны. Доля импорта составляла 98 процентов по нефтепродуктам и 95 процентов по природному газу. Наиболее важными внутренними источниками энергии были возобновляемые источники энергии и бурый уголь. С другой стороны, каменный уголь больше не добывается в Германии, и его приходится на 100% импортировать.
«Германия сильно зависит от импорта энергоносителей из России», — заявило в начале апреля Федеральное министерство экономики. В 2021 году оттуда пришлось 35 процентов потребления нефти, 50 процентов потребления каменного угля и 55 процентов поставок природного газа. Из-за войны на Украине Германия теперь хочет стать независимой от поставок энергоресурсов из России. В случае с каменным углем это должно быть достигнуто к осени, а в случае с нефтью — к концу 2022 года. Министр экономики Роберт Хабек (Зеленые) надеется стать «в значительной степени независимым к середине 2024 года» в случае с российским газом.
Горнодобывающая промышленность. Германия добывает строительное сырье, такое как песок и гравий или природный камень, а также различные промышленные полезные ископаемые, такие как каменная соль или кварцевый песок, из внутренних месторождений. «Даже в глобальном масштабе Германия по-прежнему является важной горнодобывающей страной», — говорится в сообщении Федерального министерства экономики. В 2019 году Германия была третьим по величине производителем каолина-сырца, четвертым по величине производителем каменной соли и пятым по величине производителем калийной соли.
Источник: Produktion.de
|