Отвлекёмся от темы оборудования, от бюрократии и недобросовестности, от ярких рекламных картинок, прикрывающих все это, и сходим в расположенный неподалеку осенний немецкий лес, преимущественно лиственный и, сиящий яркими красками осени, как показано ниже на снимке. Красиво! Неправда ли?
Почти 48 лет к небольшому лесу в городской черте, примыкал забор советского воинского гарнизона, расположенного в бывших немецких казармах.
Лес состоит преимущественно из бука и дуба. Встречается и вяз с кленом. А также ель.
Прошло 20 лет, как последний солдат покинул эти казармы, и уже год, как снесены большая часть казарм, не нашедшая себе применения, но вот «следы» пребывания советского человека в лесу встречаются повсеместно. Неистребимое желание наших - «увековечить» себя определенным образом, бросается сегодня в глаза прогуливающимся по лесу, особенно часто в той его части, где лес вплотную подходил к ограде военного городка.
Кто служил в армии, прекрасно знают сочетание из 3 букв, так любимое солдатами. Нет, не то, о котором моментально подумалось, хотя и этому словцу найдется дальше упоминание, а трем заветным буквам, составляющим буквосочетание ДМБ, что означало и означает самое волшебное для солдата слово – «демобилизация». Естественно, что данному слову, данному буквосочетанию принадлежит большинство «увековечений» встреченных мною в лесу.
Особенно «полюбили» наши воины гладкую кору бука, на которой легко можно увековечить заветное слово и дату, как на снимке ниже и, вырезанным почти 30 лет назад:
Или на следующем снимке, где буквы успели вырасти вместе с деревом, проведя на нем не один десяток лет. Писал ли их боец Исмаилов или просто приписал свою фамилию к «трудам предыдущим» остается догадываться, но «памятник» состоялся:
А вот и Рустам из г. Гулистан радостно сообщает о том, что у него ДМБ в 1979 г. Что еще хотел сказать потомкам Рустам, прочитать трудно. Возможно, Рустам хотел просто ножичком по коре дерева поковырять, вот и остались следы «мастера», а может он каждый месяц приходил к дереву, как к тотему и ставил зарубку о прожитом месяце.
Подстать Рустаму "творит" и Анвар. Анвар также увековечивает заветное ДМБ, или просто «примазывается? Судя по разросшимся буквам, сделано это более 40 лет назад.
И снова Рустам, но другой, в 1991г. И Коля из Киева, Толик из Ходженай, и еще, и еще, и еще оставляют о себе «память» в виде трех заветных букв - ДМБ.
Очень «любимы» наряду со словом и даты. И, действительно. Бук и его гладкая кора – идеальное место для «увековечений». Тем более, что вырастает он нередко свыше 1 метра в диаметре. Причем начало «увековечивающей» деятельности времени службы солдат советского гарнизона немецкого города Карл Маркс Штадт (ныне Хемнитц), судя по «памятникам», началось почти сразу, начиная с 50 х годов прошлого столетия:
Даты, даты, еще даты от 50-х, 60-х, 70-х и вплоть до вывода войск из Германии вначале 90х:
Даты выросшие, даты поблекшие, даты четкие:
Впечатляет и география «резчиков по дереву». Ведь велик был Советский Союз. «Пишет» товарищ из Куйбышева и, чтобы понятнее было аборигенам Советский Союз написан у него в немецкой аббревиатуре.
«Пишут» из Братска, ЧувашНи (Чувашии) и Башкирии:
«Пишут» из Бельц (Молдавия), Львова, Давыдово. Шухрат из Самараканда «пишет». И снова из Самараканда, и из остальной Средней Азии «пишут»:
«Пишут» из Грузии, из Рустави в 1985 г., из Грозного в 1977 г.:
Из Липецка, Душанбе, Самарской области, Фрунзе...
И из Сумм в далеком 1970 «пишут», из Набережных Челнов в 88-м, Баку в 77-м, и просто из Туркмении 20 лет спустя:
Среди авторов такие знакомые имена! Вот Вася, например. Давно Вася увековечил себя. За это время расползлась и раздобрела надпись, наверняка, как и автор. Да, и автору на втором снимке, если 1938.6 дата рождения, сейчас 75 лет. Эх! Не знают внуки, где их дедушка увековечен.
Гуляющие по лесу, если вдруг они читают по-русски, также теперь будут знать, что здесь побывали Петр и Владик, а также Шура, ожидающий заветного ноября.
«Пишет» Толя из Киева, И Бахыт пишет, сын знойной степи:
Саша из Львова не может забыть свою Танюшу и «увековечивает» обоих на коре могучего бука:
«Пишет» горец Таха и снова Вася, но на коре вяза, которая со временем почти стерла гордое Васино имя со своего ствола:
Могучий дуб несмотря на «шедевры», оставленные на его теле, успешно все залечил и теперь мало что напоминает о творениях Вась, Коль, Саш на его теле:
Пишут, пишут, пишут. Ну, а что за надпись на русском, если нет известного слова из 3-х букв. Про ДМБ мы уже говорили. Теперь о другом слове. Например, как «любовно» его вырезал советский воин из Армавира, служивший в Карл Маркс Штадте в 1969 - 1971. Или, как написал, а потом повторил неизвестный солдат в 1975 г.
А вот на еще одном снимке история показывает, что выбранное деревце оказалось очень мало, и воин ограничился только одной буквой, но зато какой! Прошло лет 30, не меньше, сегодня это, бывшее в ту пору тонким деревцем, растение достигло в диаметре около 30 см, Но буква... Буква!? Так и говорит: - «Все и всех пошлем куда надо!»
Или на соседнем снимке. Здесь, видно, воин пробегал, время в обрез, только присел, пару раз резанул любимое слово и …надо бежать уже дальше:
Зато на снимке ниже совмещены все «удовольствия»: и ДМБ, и магическое слово, и столь любимое родное гнездо «писателей».
Надо отметить, что территория леса, примыкавшая к территории военного городка, сильно пострадала во время американских бомбежек в марте 1945. И найти «подходящее» дерево в 50 -100 метровой полосе не так просто. Другое дело - уйти глубже в лес. Ведь в самом широком месте его ширина достигает более 2 км. Да, и за многие годы лес нередко подвергался прорубке, убирались больные деревья. Сказались ли при этом метки, нанесённые нашими воинами, на болезни, сказать не могу, но подобная картина прорубленного леса, как видно из снимка ниже, сегодня не редкость.
Даже несмотря на это, обилие надписей на русском встречается еще достаточно часто. Я привел лишь часть, но достаточно показательную.
Ну, и в заключение, приведу короткую историческую справку:
" В г. Хемнитц, переименованный во времена ГДР в Карл-Маркс-Штадт, а затем вернувший себе историческое имя, Советская Армия вошла уже в мае 1945 г. Первоначально город был занят американцами, которые передали его Советской армии согласно договоров о зонах дислоцирования.
В город на место американцев вошли подразделения 841 гвардейского артиллерийского полка 11 танковой дивизии Советской Армии. Впоследствии в городе квартировала 307 реактивная артиллерийская бригада, в/ч 80847. Были и другие подразделения.
Пунктом базирования стали воинские казармы в городе, граничившие с небольшим лесным массивом, входившим в городскую черту. Казармы, построенные в начале 20 века, прекрасно сохранились и даже не пострадали во время опустошительных налетов союзной авиации в феврале и марте 1945 г. Причина? Не будем гадать почему, но рядом с казармами, вглубь леса авиация союзников обработала так, что чуть каждые 30 - 40 кв. метров площади содержали воронку от бомб. Вполне возможно, что летчики знали, что именно здесь, в лесу, прячутся те, кто обитает в казармах.
Добавим, что к тому времени там находилось учебное подразделение, готовившее воинский персонал для немецкой армии, а неподалеку госпиталь, основанный еще в 19 веке.
Подразделение же вермахта - 24 пехотная дивизия, местом дислокации которой в Германии были в значительной мере казармы г. Хемнитц, воевало по большей части на Восточном фронте, в 41 м под Киевом, под Ленинградом, Черкассами, Севастополем и капитулировало в Курляндии. Потери личного состава составили более 8,2 тыс. человек убитыми. Из них свыше 6 тыс. в боях с Красной Армией. Более 7 тыс. пропало без вести, около 5 тыс. было тяжело ранено. По немецким данным это подразделение из-за огромных потерь личного состава было переформировано 3 раза, а его остатки оказались в плену в СССР.
С мая 1945 начинается история советского гарнизона в этом городе, который доходил до численности в 4 тыс. человек и который дислоцировался в г. Хемнитц 48 лет. 29 мая 1993 г. последний советский солдат покинул этот город.
В 2012 и 2013 пришедшие в запустения здания казарм, не найдя желающих их обустроить, были снесены, земля рекультивирована, а территория начала застраиваться. Теперь здесь расположены детский садик, пансионат для престарелых, спортивный зал. Застройка продолжается. Из прежних зданий осталась лишь небольшая восточная часть, преобразованная также в пансионы и жилье, а также госпиталь, перестроенный и расширенный, ставший прекрасно оборудованной одной из городских больниц. "
27.10 2013 г.
|